Летняя Олимпиада в самом разгаре, в связи с чем я несколько выпала из реальной жизни и на какое-то время забросила свои основные увлечения. Но тем не менее, изредка отрываясь от телетрансляций, мне все же удалось на этой неделе посмотреть 3 фильма, а именно «Из машины», «Диггеры», «Тайная жизнь домашних животных».

«Из машины»

«Мне кажется, что робот с интеллектом – это не история человека, это история Бога».
«К тебе приставлен тот, кто может тебя отключить? – Нет, зачем. – А ко мне зачем?»



У меня уже давно чесались руки посмотреть данный фильм, и вот я наконец до него добралась. Я редко смотрю фильмы, посвященные роботам или искусственному интеллекту. Последний, просмотренный в подобной тематике фильм, – «Она».
В главных ролях – рыжее ирландское солнце Донал Глисон, Оскар Айзек и модная нынче молодая актриса Алисия Викандер, лауретка премии «Оскар» за роль в фильме «Девушка из Дании».
Кратко о сюжете – Калеб (Глисон), молодой и страдающий от одиночества программист выигрывает лотерею. На неделю он отправляется в скрытый от людских глаз дом-лабораторию своего работодателя, ученого, миллиардера и создателя одного из самых популярных в мире поисковиков. Целью данной поездки является тест Тьюринга, Калеб должен протестировать созданного Нейтаном (его боссом) робота и доказать у того наличие интеллекта и самосознания.
Теперь о впечатлениях. Фильм мне понравился. По шкале от 1-10 я бы смело поставила 7 баллов. Визуально фильм снят просто прекрасно. Горный пейзаж, море зелени, реки создают ощущение некой изолированности, оторванности от цивилизации. Жилая часть дома, в котором приятно греет слух льющаяся музыка, огромные окна, через которые можно наблюдать за лесом и горной рекой, вызвали у меня ассоциации то ли с заповедником, то ли с оранжереей.
Актеры показали достойную игру. Больше всего в этом фильме меня интересовал образ Авы, робота. Алисия Викандер плавно движется в кадре; ее героиня любознательная, жаждущая выйти за пределы лаборатории и открыть для себя реальный мир. Для этого она использует весь арсенал вложенных в нее качеств: красота, сексуальность, ум, хитрость, коварство, воображение, сочувствие, уловки. Ее эмоции могут резко меняться – то она мило и робко улыбается Калебу, пытаясь войти с ним в контакт, то с вызовом задает ему коварные вопросы, шокируя и вызывая смущение. С одной стороны, она кажется абсолютно невинным созданием. Неудивительно, что Калеб быстро попадает под ее чары.
В тесте Тьюринга задача тестирующего угадать, с кем он взаимодействует: с компьютером или человеком. Задача машины – обмануть тестирующего, заставить его думать, что он разговаривает с человеком. При чем в настоящем тесте, тестирующий никогда не видит того, с кем он взаимодействует. В фильме же Калеб непосредственно взаимодействовал с Авой на протяжении нескольких сеансов. По словам Нейтана его задачей было доказать, что Ава обладает полноценным разумом, осознает свой интеллект, мышление, поведение и может фактически заменить человека. На вопрос Калеба, зачем Нейтан создал Аву, тот отвечает: «А ты бы не сделал?» Для Нейтана создание искусственного интеллекта – естественный процесс эволюции. По его словам, в скором времени мы поменяемся с роботами местами и сами окажемся в клетках, а те будут смотреть на нас как на приматов. Созданная Нейтоном Ава кажется идеальной. Мы привыкли, что в роботах заложена определенная программа, набор односложных действий или ответов, для поддержания общения. Ава – это фактически полноценный мозг, который может не только думать сам, но и сам себя программировать, вести себя как человек. Секрет интеллекта Авы – база данных всевозможных запросов пользователей в поисковике, созданном Нейтаном.
Ава с блеском проходит тест, а вот бедный Калеб терпит полный крах. На самом деле, целью теста являлась не Ава, а сам Калеб. Ава была своеобразным отвлекающим маневром, прекрасной ассистенткой фокусника, умело отвлекающей внимание зрителей от фокуса. Сумев вызвать симпатию, любовь, доверие Калеба, она добилась главного – организации своего побега. Калеб перепрограммирует систему входа-выхода, не подозревая об истинных намерениях Авы, а Ава с помощью другого робота Киоко убивает Нейтана и сбегает, оставив Калеба фактически пленником дома.
Калеб и сам не заметил, как стал испытуемым. Ава умело тестировала его, давя на жалость, одиночество. Отключая свет, так что Нейтан в это время не мог за ними наблюдать, она говорила Калебу, чтобы тот ни в чем не доверял Нейтану, так как тот плохой человек. Калеб стал жертвой своих собственных комплексов и проблем. С самого начала он видел в Аве не машину, не робота, а нечто большее, наделенное разумом, проникся к ней симпатией, ведь как в последствии мы узнаем, Ава была создана на основе личных предпочтений и представлений Калеба о девушке его мечты. Удивительно, но нам людям порой так сложно найти общий язык друг с другом, зато мы легко это делаем в отношении машин, роботов, игрушек, не говоря уже о животных. В человеке неискоренимо стремление к осмысленному и обоюдному взаимодействию не важно с кем. В определенный момент Калеб перестает понимать, что происходит на самом деле, ему начинает казаться, что он сам - машина, в результате чего он вскрывает на руке вены.
После просмотра у меня возникли следующие мысли. Прогресс неминуем и когда-нибудь человечество достигнет той точки технического прогресса, когда создание искусственного интеллекта, подобного Аве станет возможным. Но вот действительно ли это нужно? Как сказал Калеб, создание подобного интеллекта – это история бога, только вот робот и создатель могут поменяться местами, и тогда уже искусственный интеллект, полностью осознающий и программирующий сам себя встанет на позицию бога по отношению к человеку. И второй момент, к чему бы человек не стремился в плане технического прогресса он всегда будет проецировать на свои творения сугубо человеческие качества: общение, симпатию, эмоции, поведение. А если нам так этого не хватает в отношениях друг с другом, то может стоит быть друг к другу чуточку добрее и внимательнее…

«Диггеры»


Этот уикенд отметился двумя походами в кино. Одним из них стал отечественный ужастик «Диггеры». Кратко о сюжете: парень с девушкой обращаются за помощью к странному чуваку, с просьбой помочь отыскать двух друзей, 5 дней назад пропавших в метро. Чтобы найти пропавших друзей они спускаются в метро и начинают поиски. События разворачиваются в двух временных рамках – авария в метро и вся последующая свистопляска и спустя пять дней, где трое героев идут по следу пропавших.
Теперь о впечатлениях. У фильма очень низкая оценка и вопиюще негативные отзывы, которые я полностью разделяю. Вообще, я всегда с недоверием отношусь к отечественным ужастикам, триллерам или фантастике. Ну очень уж низкопробно всегда получается. «Диггеры» не стали исключением. Фильм – набор клише из зарубежных ужастиков. Сюжет не продуман совершенно. А ляпов столько, что можно запросто отдельную книгу написать. Начнем с того, что ехал-ехал в метро поезд и вдруг пропал? Куда он мог деться? Хороший вопрос! Не испарился же, в самом деле! Складывается ощущение, что в самом метро нет никакой службы безопасности, которая следит за авариями и происшествиями. Пропал поезд, да и бог с ним и с кучей пассажиров, которые ночью ехали домой. Если бы действительно произошла подобная авария, я думаю, данную ветку быстренько бы закрыли, оцепили и приняли меры по устранению последствий аварии. Второй момент – главные герои, парень и девушка хотят найти пропавших друзей, но при этом обращаются не в правоохранительные органы, а к диггеру, который уж точно спасет их друзей. Нда, даже в ужастиках никакого доверия к нашей полиции. Третье – с количеством героев явный перебор. Образы большинства персонажей, кроме других парня и девушки, которых ищут их друзья никак не раскрыты. Более того, эти персонажи абсолютно бесполезны для сюжета. Итак, пропавшие в том поезде – городской сумасшедший, странный дядя; бизнесмен-суицидник, который спускается в метро, чтобы покончить с собой; юная дева в тематическом костюме с мечом, возвращающаяся с какого-то фестиваля; неговорящий по-русски китаец, с пристегнутым к его руке чемоданчиком и пара влюбленных. По ходу сюжета в фильме также появляется другая группа диггеров со съемочной группой, снимающей какую-то лабуду. Половина героев по ходу фильма оказывается съеденной загадочным монстром. Собственно, сам фильм можно было закончить еще на 20й минуте, когда бизнесмен-суицидник обнаруживает люк, ведущий наверх, на землю. Но он почему-то решает сказать, что никакого выхода наружу нет, там просто тупик, и бедные люди бредут дальше по катакомбам в поисках выхода. К моей радости этого героя грохнули его же товарищи по несчастью. Набрав кредитов на развитие бизнеса, бизнесмен находится на грани банкротства, долги платить нечем. Как выйти из данной ситуации? Правильно, пойти в метро и героически покончить собой, подстроив все под несчастный случай. Как говорил герой фильма Вуди Аллена «Кое-что еще»: «Я бы давно покончил собой, но это не решило бы и половины моих проблем». На свою голову бедняга признается остальным, что те давно могли быть дома, а не убегать от какой-то чупакабры, если бы он их не обманул, чем заслужил смерть от меча косплеерши. Встает вопрос, как девчонку с как бы ненастоящим мечом, но которым однако можно убить спокойно пропустили сначала на фестиваль, а потом в метро? Ну и главный гвоздь, точнее прокол всего фильма – это монстр из метро. Это не просто монстр, а зомби-мутант-пришелец. Откуда он там взялся? По ходу фильма один из героев попадает в какую-то комнату, с кучей шприцов, медицинских инструментов, мутантов-зародышей в пробирках. Монстр – результат экспериментов врачей-нацистов, ставящих эксперименты над людьми, забредшими в метро не туда, куда надо? Нет, монстр – это жертва радиации. Монстров в этом фильме два, брат диггера, который как оказалось специально завел в катакомбы метро двух дурачков, захотевших найти пропавших друзей. Как выяснилось, брат диггера вместе с сыном любил шляться глубоко под землей, пока однажды там не пропал, а потом под воздействием радиации не стал мутантом. Что интересно, в этом фильме в мутантов превращаются в мгновение ока, стоит только другому такому мутанту на тебя дыхнуть или покашлять. Единственная несъеденная чупакаброй девушка, добегает до люка, там ее встречает диггер, брат монстра, бьет по башке, и они с мутантом вдвоем тащат ее в берлогу на съедение мутанту. В конце концов эта бедняжка сама становится мутантом, нападает на того чувака, который затеял ее спасение, но в конце концов вспомнив об их неземной любви, не убивает его, а кашляет и тот чувак становится таким же. Для полного «счастья» не хватало еще только страстного поцелуя между парнем и девкой-мутантом. Зомбо-монстры, не смотря на инстинкты убийц и пожирателей, по непонятной мне причине сохраняют человеческие чувства к тем, кого они любят. Вот например брат диггера: огромный мясницким тесаком разрубает человеческие трупы, слушает советские пластинки и не трогает брата. Девчонка-мутант, напав на своего возлюбленного, каким-то чутьем понимает, что его нельзя убивать. Резюмируя все вышенаписанное, фильм к просмотру не рекомендован. Нестрашный, совершенно непродуманный и нелогичный сюжет с набором штампов.

«Тайная жизнь домашних животных»

Интересный, веселый мультфильм для просмотра с детьми. Думаю, что тем, у кого есть домашние животные, он точно понравится. Но все же, моим фаворитом среди всех, виденных в этом году мультфильмов по-прежнему остается «Головоломка».